О Святом Олафе
Святой Олаф был героем норвежского народа, и его помнят до сих
пор, хотя о нем сохранилось мало легенд и у него имеется множество
столь же отважных предшественников и преемников.
Олаф родился в 995 году. Его отец, Харальд Гренски, принадлежал
к роду Харальда Харфагера, а его мать, Аста, дочь Гудбранда, была
родом из Упланда. Когда Олафу исполнилось три года, его крестили,
крестным отцом был король Олаф Трюггвасон. В молодости Олаф участвовал
в пиратских набегах, в которых получил большой опыт и хорошие воинские
навыки. При помощи могущественных связей и друзей — а также используя
собственный ум, — он стал властителем королевства своего отца. В
его правление королевство было сильным и пользовалось всеобщим уважением.
Усилия св. Олафа были главным образом направлены на восстановление
в Норвегии христианской веры, которая после смерти Олафа Трюггвасона
пришла во временный упадок. Но его насильственные методы и жестокость
вызвали против Олафа такую ненависть, что он счел нужным бежать
из страны в Гардарики, подальше от мятежных подданных, которых подстрекал
к возмущению и поддерживал честолюбивый англодатский король Кнут
Великий. Испытав невзгоды, Олаф стал вести праведную жизнь и отправился
в Иерусалим. В пути он страдал от голода, и когда увидел во сне,
что Олаф Трюггвасон предлагает ему вернуться в Норвегию, Олаф повиновался
приказу и во главе армии направился в Норвегию, где в упорной битве
при Стикластаде в Ваердале был разбит и умерщвлен 29 июля 1030 года.
Вскоре после смерти Олафа слава о его набожности и якобы творимых
его телом чудесах стала быстро распространяться в народе. Объяснялось
это тем, что люди были очень недовольны королем, наследовавшим Олафу.
Несмотря на то, что прошел целый год, тело его, захороненное на
песчаной косе в Стигластаде, было извлечено из земли нетленным,
волосы и ногти продолжали расти. Гримкелл, придворный епископ Олафа,
причислил его к лику святых, и повсеместно утвердилось мнение, гласящее,
что Олаф был истинным святым. Сын Олафа, король Магнус Добрый, поместил
тело отца в богатую раку рядом с главным алтарем церкви Св. Климента
в Нидаросе (Дронтхейм). Утверждают, что возле нее происходили многочисленные
чудеса, как и в сменившем ее Христовом храме (ставшем впоследствии
кафедральным собором). Память св. Олафа, отмечающаяся 29 июля, празднуется
по всей стране. Церкви во имя святого Олафа возводились его соотечественниками
не только в Норвегии, но и в Дании, Швеции, России, Англии и даже
в Константинополе. Паломники целыми толпами путешествовали к мощам
св. Олафа, а рассказы об излечившихся в результате паломничества
калеках и еще более удивительных чудесах распространялись в большом
числе.
Раку с мощами святого Олафа, изготовленную из серебра и покрытую
золотом и драгоценными камнями — только один из которых обошелся
архиепископу Валкендорфу в двадцать ластов масла, — во время торжественных
событий, таких, как ежегодный праздник св. Олафа или избрание короля,
несут на руках шестьдесят человек. В эти дни священничество и собор
получают большие доходы. Последний архиепископ, Олаф Энгелбретсон,
взял раку с собой в свой сильно укрепленный замок Стейнвиксхольм,
но после того, как архиепископ бежал, рака попала в руки датского
командующего, Христофера Хвитфелда, который отправил раку св. Олафа
с серебром и позолотой весом примерно в 3200 унций, вместе с еще
одной серебряной ракой с одеяниями святого и прочими реликвиями,
в датскую сокровищницу.
Когда шведы в 1564 году взяли Дронтхейм, они не нашли следов богатств
св. Олафа, кроме его шлема, шпор и деревянного сундука, в котором
находилось его тело60. Шлем ад шпоры они взяли с собой в Швецию,
где они до сих пор хранятся в церкви Св. Николая в Стокгольме, но
сундук оставили в церкви, вытащив из него пропущенные датчанами
серебряные гвозди. После изгнания шведов тело св. Олафа и сундук
были в 1567 году с большой торжественностью доставлены обратно в
собор, где, как писал один из свидетелей, мощи его были погребены
в кирпичной могиле, и «его кровь видна до сего дня в амбаре, и ее
невозможно смыть водой или стереть руками». Впоследствии по повелению
короля тело св. Олафа было покрыто землей.
О святости св. Олафа сейчас никто не вспоминает, даже место его
погребения забыто — тем не менее память о нем живет, как это свидетельствуют
многочисленные легенды, которые до сих пор передаются в норвежском
народе. По всей стране можно найти следы деяний св. Олафа и его
сверхъестественных сил. Когда он хотел пить, из земли начинали бить
источники, а после того, как он пил из них, вода приобретала чудесные
свойства. По его желанию вырастали скалы, а по его кивку — узкие
проливы (зунды). Тролли обрели в лице Олафа врага столь же могучего,
как в прежние времена в лице Тора, чья рыжая борода словно была
унаследована св. Олафом. Во многих местах до сих пор показывают
камни, в которые св. Олаф превратил троллей.
Память об Олафе долго жила в народных легендах и за пределами Норвегии.
В Дании и Швеции есть много мест, где до сих пор живут легенды о
св. Олафе и троллях, которых он превратил в камень.
Так, в одной легенде рассказывается, как однажды св. Олаф ехал на
коне мимо церкви в Далби в Вармеланде, и жена тролля обратилась
к нему со словами:
«Король Олаф остробородый!
Ты едешь слишком близко
к стене моей бани ».
На что тот ответил:
Ты, жена тролля, с твоим камнем
и колесом Должна поворачивать колесо,
И никогда не делать вреда морякам.
Из Хибберта мы узнаем, что на Шетландских островах местные жители
еще в восемнадцатом веке утверждали, что у них есть древние — ныне
утерянные — книги законов «от Св. Олла». В их песнях — которые носят
название «виссаки» — о св. Олафе рассказываются удивительные вещи.
На Фарерских островах легенды приписывают отсутствие лесов св. Олафу.
Когда св. Олаф спросил нескольких жителей островов, есть ли у них
леса, те заподозрили, что вопрос задан с целью установить налог,
и ответили отрицательно. «Пусть так и будет», — произнес король,
и в тот же момент леса на Фарерских островах погрузились в землю.
Какими были причины этих удивительных легенд? Скорее всего, ответ
следует искать в незнании природы и причин природных явлений. Кроме
того, свою роль играло желание объяснить все необычное, а вера в
сверхъестественные силы давала самый простой ответ. То, что язычество
объясняло действием богов Валгаллы и могучего Тора, изобретательные
священники католической веры с их первыми новообращенными, без сомнения,
начали объяснять влиянием преемника асов, св. Олафа, чей боевой
топор заменил Мьёлнир, молот Тора, и чей конь пришел в легендах
на смену козлам бога грозы62. Но старые легенды обновились историями
о набожных пилигримах и легендами о монахах, в которых св. Олаф
выступает как герой, способный совершать самые невероятные вещи.
Книги по теме
|