Рождество

По всему северу Германии у крестьян распространен обычай в канун
Рождества впускать в дом человека с длинной бородой, одетого либо
в меховую одежду, либо в гороховую солому. Человек спрашивает детей
— умеют ли они молиться, и если они выдерживают испытание, награждает
их яблоками, орехами и имбирными пряниками. Тех же, кто ничего не
знает, он наказывает. В срединных областях страны этого человека
именуют Святой Христос или рыцарь Рупрехт. В других частях страны
его называют Ганс Рупрехт, причем иногда его искаженно именуют Румпкнех-том.
В Мекленбурге он известен как Лохматый Николас, в Альтмарке и в
такой удаленной местности, как Восточная Фрисландия, его называют
Bullerclas. Иногда он ходит с длинным посохом и мешком с золой,
а на его одежде звенят колокольчики. Своим мешком он бьет тех детей,
которые не умеют молиться, по этой причине его также зовут Aschenclas.
Иногда он разъезжает на белой лошади, причем довольно часто его
сопровождает персонаж, похожий на Джека Пуддинга. Также с ним ходят
фейри, как их называют — или мужчины, наряженные как старые женщины
и с покрытыми золой лицами. Иногда его спутником является человек,
облаченный в гороховую солому; этого человека называют медведем
и водят на длинной цепи. Во многих местах «Святой Христос», который
заставляет детей молиться — обычно молодая девушка в белом платье,
— и всадник на белом коне, являются различными персонажами. В некоторых
городах Вестфалии именно по белой лошади судят о появлении долгожданного
гостя. В Оснабрюке ее называют испанской лошадью.
На острове Узедом Рупрехт в Рождество, как и повсюду, заставляет
детей молиться. Однако под этим именем скрываются три разных персонажа.
Один из них носит посох и мешок с золой. Второй держит шест, к которому
прикреплена козья шкура; на конце его находится вырезанное из дерева
подобие козьей головы. К нижней челюсти этой головы привязана веревка;
она проходит к верхней челюсти и далее пропущена через горло, так
что если за веревку потянуть, то голова щелкает челюстями. Палкой
с козьей головой колотят тех детей, которые не умеют молиться. Реже
всего Рупрехтом называют персонажа, который появляется верхом на
белой лошади. Почти повсеместно принято оставлять у дверей рождественские
подарки, заключенные в почти бесконечное число оберток.
Поблизости от Бойтзенбурга в Укермарке в прежние времена в Рождество
ходили соперничавшие друг с другом Лето и Зима. Обычно их изображали
две старые женщины. Лето несло серп и грабли, Зима — цеп, в соответствии
с главными работами каждой поры.
Тот, кто хочет знать, какая погода будет в предстоящий год, должен
в канун Рождества взять луковицу, разрезать ее и сделать из нее
двенадцать чашечек, положить соль в каждую из них, после чего чашечки
следует поставить в ряд. На следующее утро надо проверить, в какой
из чашечек соль будет самой влажной, а в какой — самой сухой. Соответствующие
месяцы будут влажными или сухими. Это поверье существует в Кверфурте.
Если какая-нибудь девушка желает узнать, каким ремеслом будет
заниматься ее жених, она должна в рождественскую ночь прислушиваться
к большому котлу, вмурованному в плиту. Если вода кипит с ревом,
он будет кузнецом. Различается несколько тонов, соответствующих
конкретным разновидностям ремесел. Такое поверье распространено
в Эдерсслебене около Сангехаузена.
Если в Рождество с крыши унаследованного дома снять солому, перенести
ее в амбар и мелко нарезать — и если при этом будут найдены зерна,
— то это обещает удачу на предстоящий год. Данное поверье распространено
также в Эдерсслебене около Сангехаузена.
В Эллиехаузене, около Геттингена, на Рождество корм для скота кладут
на открытом воздухе. Считается, что после этого скот хорошо растет.
В местности между Адельепсеном и Минденом считают, что в рождественскую
ночь хмель становится зеленым и появляется даже из-под самого глубокого
снега — но после этой ночи его увидеть невозможно. Такое же поверье
существует и в других местах.
На землях Мюнстера до сих пор существует обычай «лазания в окно».
На Рождество юноши влезают в окна спален к своим возлюбленным через
окно и остаются с ними на ночь. Родители не беспокоят молодежь,
зная, что все закончится свадьбой. Если ночной гость не нравится
девушке, она может его выгнать из окна метлой.
|