Майский праздник

Как только появляется первый предвестник весны, молодежь Берлина
выходит из ворот города, чтобы ловить майских жуков и собирать лютики.
И тех и других они обменивают на булавки. Майскому жуку потом позволяют
лететь дальше, припевая при этом:
Майский жук, лети,
Твой отец на войне,
Твоя мать в Померании.
Померания вся горит!
Майский жук, лети.
В Северном Гарце считают, что первого мая на горе Блоксберг пляшут
ведьмы. В канун Вальпургиевой ночи на Блоксберге пляшет вместе с
гномами великан, то есть дьявол танцует с ведьмами. Во многих местах
есть поверье, что если ведьмы вернутся на двенадцатый день, будет
бесснежная зима.
Если девушки до первого мая ни разу не прикоснутся к земле лопатой,
им приходится ставить в огороде вальбурга, то есть чучело, снабженное
лопатой. Этот обычай существует в Укермарке и Миттельмарке.
Если какой-нибудь человек желает знать, какую жену ему суждено иметь,
он должен отправиться в Вальпургиеву ночь верхом на метле в конюшню
и трижды постучать, после чего ему следует перейти к свинарнику
и прислушаться к тому, какая свинья хрюкает — старая или молодая.
Его жена будет соответственно старой или молодой. Такой обычай существует
в Хасслебене.
В Рождественскую ночь, в ночь под Новый год и в Вальпургиеву ночь
не следует ложиться в постель, иначе придут ведьмы и заколдуют лежащего.
Такое поверье существует в Ройене.
В канун Вальпургиевой ночи нельзя дразнить кота, нельзя и пускать
кота в дом — он может оказаться ведьмой.
Если какая-либо женщина, надевая нижнюю юбку, опускает сначала ее
заднюю часть, то ее не заколдуют ведьмы.
Если кто-либо ходит неумытым в пятницу, ведьмы могут взять над ним
власть.
Тот, кто хочет увидеть ведьм, должен взять с собой яйцо, отложенное
курицей в Великий четверг, и поставить его на перекрестке. Он также
может отправиться в церковь на Страстную пятницу, но перед благословением
быстро выйти. В Бергкирхене один человек однажды так и поступил.
Он увидел трех ведьм, одна из которых была с горшком воды, другая
с колесом от прялки, а третья с ситом для зерна. Все они занимались
своей работой во время службы.
На Рождество, Новый год и Михайлов день ведьмы отправляются верхом
в Блоксберг. А в два следующих воскресенья они посещают церковь,
где их может увидеть всякий, кто захватит с собой рожь с трех полей.
Некоторые из них будут с корытами для масла, другие — с подойниками
на головах. Но он должен выйти из церкви до благословения, иначе
ведьмы тем или другим способом его околдуют. Это поверье распространено
в Гюссефельде в Альтмарке.
В ночь на первое мая ведьмы ездят на хвостах сорок в Блоксберг;
сорок не видно первого мая по той причине, что они еще не вернулись.
Это поверье распространено в Гюссефельде.
Тот, кто хочет увидеть ведьм, должен выйти на перекресток в ночь
на первое мая, вырезать кусок дерна и положить себе на голову. Тогда
ему не будет никакого вреда. Это поверье распространено в Шарцфельде.
Когда в кровати находят комки перьев, считается, что внутри них
сидят ведьмы. Они приходят первого мая перед рассветом, и их часто
видят на Селедочном рынке в Эмдене. Когда ведьма путешествует, твердое,
как кремень, тело ее остается в постели. Такое поверье распространено
в Моорхаузене около Ойриха.
В Сатерланде некоторую разновидность плесени называют ведьминым
маслом.
Книги по теме
|