Сошествие с небес
В самом начале времен не было твердой земли, где могли бы
обитать люди, только огромные пространства воды и топкие болота.
Но небеса уже существовали. Верховная власть там принадлежала
орише (богу) Олоруну, известному также под именем Олодумаре и
другими не менее прославленными именами. Жило на небесах великое
множество ориш, но никто из них не мог сравниться ни мудростью,
ни могуществом с Олоруном. Был у него старший сын Орунмила,
известный также под именем Ифа. Этого сына Олорун наделил
способностью предсказывать будущее, постигать все тайны жизни и
даже управлять судьбами. Особым доверием верховного бога
пользовался и ориша Обатала, одетый в белое одеяние. Трудно
сказать что-либо хорошее или дурное и об орише Эшу, никогда
нельзя было заранее угадать, как он поступит — такой уж у него
был нрав. Зато он постиг самую сущность языка и речи и служил
Олоруну толмачом. Оришей был и Агемо-хамелеон, преданный слуга
Олоруна. Водными же просторами и топкими болотами, лишенными
всякой жизни, правила богиня Олокун. Оба царства — земное и
водное — существовали раздельно, каждое само по себе. Никто из
ориш не интересовался тем, что происходит внизу. Только Обатала,
одетый в свое белое одеяние, изредка поглядывал на водное
царство и
всякий раз поражался его однообразию и безжизненности. И вот
однажды отправился он к Олоруну и обратился к нему с такими
словами:
— Царство Олокун состоит из водных просторов и топей, окутанных
туманом. Если б среди них появились острова твердой земли с
полями и лесами, холмами и долинами, там могли бы поселиться
ориши и всякие живые существа.
— Конечно, это было бы хорошо,— согласился Олорун,— но ведь
создать острова твердой земли очень трудно. Кто возьмется за
это?
— Я возьмусь,— вызвался Обатала.
Он отправился в покои Орунмилы, которому были открыты все тайны
жизни, и сказал ему следующее:
— Твой отец дозволил мне спуститься в нижний мир и создать
твердую сушу среди водных просторов и болот, чтобы там можно
было разбить поля и возвести города. Ты понимаешь скрытое
значение всего сущего, научи же меня, как взяться за это дело.
Орунмила положил перед собой поднос и кинул на него шестнадцать
орехов. Орехи расположились в определенном, понятном ему одному,
порядке. Орунмила задумался, затем собрал и бросил снова. И так
много раз.
Наконец он сказал:
— Ты должен спуститься на золотой цепи. Прихвати с собой пустую
раковину с песком, белую курицу, чтобы она могла разгребать
песок, черного кота, чтобы ты не был там в одиночестве, и
кокосовый орех. Вот что сказали мне орехи.
Обатала обратился к кузнецу, золотых дел мастеру, попросил его
сковать золотую цепь, достаточно длинную, чтобы по ней можно
было спуститься в нижний мир.
— Хватит ли у тебя золота?— поинтересовался кузнец.
— Ты начинай ковать. А за золотом дело не станет. Обатала обошел
всех ориш, выпрашивая у них золото.
Они отдали ему все, что у них было: кольца, браслеты, серьги,
просто золотую пыль. Обатала отнес собранное золото кузнецу. Тот
посмотрел и сказал:
— Этого мало.
Опять отправился Обатала искать золото, набрал, сколько мог. А
кузнец опять сказал:
— Мало золота.
— Нет больше золота в небесах,— ответил Обатала.— И искать
нечего.
— Тогда твоя цепь не достигнет нижнего мира.
— Что делать? Куй цепь. Там посмотрим. Кузнец сковал цепь и
отнес ее Обатале.
— Приделай на конце крюк,— попросил тот.
— Но у меня нет золота.
— Сделай крюк из последних нескольких звеньев. Обатала воткнул
крюк в небеса и спустил цепь.
Орунмила дал ему с собой раковину с песком, белую курицу,
черного кота и кокосовый орех. Обатала стал спускаться. Где-то
на полпути обитель света кончилась, началось царство сумерек и
тумана. И вот уже до него донесся плеск волн. Повис Обатала на
конце цепи, не знает, что делать. А сверху послышался голос
Орунмилы:
— Высыпай песок. Обатала повиновался. Снова раздался голос бога:
— Бросай курицу.
Обатала поступил, как ему было велено. Курица начала быстро
разгребать лапками песок. И песок тут же превращался в твердую
землю. Только падал он неравномерно, поэтому и получились
кое-где холмы и Долины. На один из холмов и спрыгнул Обатала.
Это место он назвал Ифе. Там он выстроил себе жилище. Посадил
кокосовую пальму, она тут же выросла, ее семена разнес ветер, и
вскоре кругом появилось множество пальмовых рощ. Там Обатала и
поселился. Его одиночество разделял только черный кот.
Спустя некоторое время Олорун захотел узнать, как обстоят дела у
Обаталы. По его повелению Агемо-хамелеон спустился по цепи на
землю. Он нашел Обаталу на пороге его дома в Ифе.
— Как обстоят у тебя дела? Скажи, чтобы я передал это Олоруну,—
сказал он.
— Суша уже создана, на ней растут пальмы,— ответил Обатала.— Не
хватает только света. Здесь сумрачно и туманно.
Вернувшись на небеса, Агемо передал все это своему повелителю.
Олорун создал солнце и пустил его гулять по небу. Суша озарилась
ярким светом, мрак и туман растаяли.
Обатала остался на земле. Скучно ему было вдвоем с черным
котом, и он решил сотворить людей. Нарыл глины, налепил
человеческих фигур и поставил их на солнце сушиться. Пока
трудился, устал и разгорячился.
«Надо создать пальмовое вино,— подумал он.— Чтобы те, кто
утомлен, могли им освежиться». Он нацедил из пальмовых стволов
много сока, подождал, пока он перебродил, и начал пить. Выпил
столько, что в голове у него помутилось. Тогда он стал снова
лепить людей. Но руки у него дрожали, и многие фигуры получились
уродливыми: искривленными, горбатыми, колченогими и
короткорукими. У некоторых не хватало пальцев на руках. Но
захмелевший Обатала ничего не замечал. Налепив множество людей,
он воззвал к Олоруну:
— Я создал множество людей, чтобы мне не было скучно, но только
ты можешь вдохнуть в них жизнь.
Олорун выполнил его просьбу. Теперь это были настоящие люди, из
плоти и крови. Они тотчас стали трудиться, возвели себе дома
вокруг жилища Обаталы. Так возник город Ифе.
Но когда Обатала протрезвел и увидел, что он натворил, печаль
переполнила его сердце.
— Никогда больше не буду пить вино,— поклялся он.— С этого дня я
заступник всех калек.
С тех пор к его заступничеству всегда прибегают и горбатые, и
хромые, и слепые.
После того как земля была заселена, Обатала снабдил людей
необходимыми орудиями труда. Железа тогда еще не было, поэтому
он раздавал бронзовые ножи и деревянные мотыги. Люди взрыхлили
землю, посеяли просо и ямс и стали плодиться. Город становился
все больше. Обатала стал верховным вождем этого города. Через
некоторое время, однако, он соскучился по небесам и поднялся по
золотой цепи на небо. По случаю его возвращения боги устроили
большое пиршество. Услышав о новосотворенной земле, многие ориши
решили туда спуститься.
Олорун напутствовал их такими словами:
— Заботливо относитесь к людям. Старайтесь им помочь, если они
вас попросят об этом. Отныне вы их защитники. Обатала, создатель
суши, останется здесь, в небесах, и будет моим советником. Вы же
спускайтесь на землю, и пусть каждый свершит то, что ему
предначертано.
С тех пор Обатала жил на небесах и только изредка спускался на
землю. Город Ифе процветал под его покровительством.
Ьогиии Олокун была унижена и разгневана вторжением в ее
владения. Однажды, в отсутствие Обаталы, она наслала на сушу
громадные волны. Начался ужасный потоп. Возделанные поли были
залиты водой. Многие люди утонули. Везде царили хаос и мрак.
Люди взывали за помощью к Обатале, но он их не слышал. Тогда они
явились к орише Эшу, который переселился на землю вместе с
другими, и попросили его похлопотать за них перед Обаталой.
- К богам следует обращаться лишь после принесения подобающей
жертвы,— сказал Эшу.— Где наша жертва?
Люди принесли козла.
- Вот жертва для Обаталы. Но Эшу не двинулся с места.
- И это все? спросил он.
- Мы не понимаем тебя,— сказали люди.— Мы же принесли подобающую
жертву Обатале.
Вы хотите, чтобы я проделал ради вас длинный путь. Просите,
чтобы я был вашим толмачом. Разве мне не полагается подарок?
Люди принесли жертву и Эшу. Приняв ее, он тут же отправился на
небо, чтобы поведать Обатале, что произошло в его отсутствие.
Обатала сильно огорчился и встревожился. Не зная, что
предпринять, он поспешил за советом к орише Орунмиле. Орунмила
раскинул орехи и, поразмыслив, сказал Обатале:
— Оставайся пока здесь. Я сам опущусь на землю и обращу воды
вспять.
И вот Орунмила явился в Ифе. Обратил вспять воды, осушил болота,
исцелил множество недужных и увечных. Пришел конец власти Олокун
над нижним миром.
Орунмила хотел было подняться обратно на небо, но люди, видя,
сколько пользы он им принес, попросили его остаться. Он не хотел
оставаться, вот и пришлось ему научить ориш и некоторых людей,
как управлять невидимыми силами и как предсказывать будущее,
вернее, разгадывать желания и намерения Олоруна. Ориши и люди
переняли у него умение гадать по орехам, раковинам-каури, песку
и цепи. Затем Орунмила возвратился на небо. Как и Обатала, он
иногда посещает землю, чтобы посмотреть, как там идут дела. А
искусство гадать передается от поколения к поколению
предсказателей-бабалова.
На земле постепенно водворялся порядок. В отношениях между
людьми и видимым миром, между людьми и оришами воцарялось все
большее согласие. Но все еще не было примиренья между Олокун,
богиней вод, и Олоруном, богом неба. Олокун все не оставляла
мысли отомстить своему врагу из верхнего мира. Знала о его
могуществе и все же продолжала плести козни. Она умела ткать и
окрашивать сотканные ею материи в яркие цвета. Ни в верхнем, ни
в нижнем мире не было никого, кто мог бы сравниться с ней в этом
искусстве. И вот она вызвала Олоруна состязаться с ней в ткацком
искусстве.
«Она хочет унизить меня, ведь она в этом деле непревзойденная
мастерица,— подумал Олорун, когда получил ее послание.— Но и
уклониться от ее вызова я не могу».
В конце концов после долгих размышлений он отправил к Олокун
своего посланника — Агемо.
— Властелин неба, Олорун, приветствует тебя,— сказал Агемо.— Но
прежде чем вступить в состязание с тобой, он хочет
удостовериться, впрямь ли так прекрасны твои ткани. Покажи их.
Тщеславие Олокун оказалось сильнее ее. Она тут же надела
ярко-зеленую юбку. Агемо окрасился в такой же ярко-зеленый цвет,
даже еще красивее. Тогда Олокун нарядилась в ярко-желтую юбку. И
Агемо окрасился в желтый цвет, еще красивее. Попробовала она
надеть ярко-красную юбку, но и тут не застала врасплох Агемо.
Смутилась Олокун, не знает, что делать.
«Ведь это только посланник,— подумала она,— и он может
окраситься в любой цвет, ярче моих тканей. Где уж мне тягаться с
самим хозяином?»
— Передай богу неба,— обратилась она к Агемо,— что я признаю его
главенство.
С тех пор уже никто не оспаривал верховную власть Олоруна.
Книги по теме
|